Содержание
Александрина Н.Е, Петрова Г.Г. Развитие партнерских отношений семьи и школы-интерната №39 как основа эффективности образования при введении ФГОСАрефьева И.М. Организация работы с родителями учителя-дефектолога в рамках реализации проекта «Моя малая Родина»
Левченко Е.В. Детский сад и родители: пути взаимодействия
Левченко Е.В. Обеспечение психолого-педагогической поддержки «трудным» семьям и повышение компетентности родителей в вопросах развития детей
Литвинова И.В. Установление доверительно-деловых отношений между тифлопедагогом ДОУ и родителями дошкольников с нарушениями зрения
Попова Е.И. Взаимодействие с семьями воспитанников групп д/с с нарушениями зрения в условиях с ФГОСДО
Рекун Е.В. Поговорим о практике
Федорова Е.А. Деятельность педагогов по повышению ком-петентности родителей в вопросах гармоничного развития детей с нарушениями зрения
Развитие партнерских отношений
семьи и школы-интерната №39 как основа эффективности образования при введении ФГОС
Александрина Н.Е., заместитель директора по ВР,
Петрова Г. Г., заместитель директора по УВР
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности МКС(К)ОУ С(К)ОШИ № 39 III-IV вида.
Специфика образовательного учреждения делает необходимым привлечение родителей на самом раннем этапе подготовки детей к учебе: индивидуальные консультации врача-офтальмолога, тифлопедагогов, педагогов-дефектологов. Без этого этапа невозможно представить успешность в учебе ребенка с различными нарушениями зрения, тем более незрячего. Введение в 2012-2013 учебном году федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
В связи с этим особое внимание в школе-интернате уделяется нормативному закреплению роли родительской общественности в жизни школы. Были заключены договоры между образовательным учреждением и семьей о взаимодействии и сотрудничестве. Одной из основных задач по организации работы с родителями является создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным процессом. Работает Совет школы-интерната. В него вошли родители, педагоги, готовые определить пути и направления развития образовательного учреждения. На заседаниях Совета родители обсуждают различные вопросы, в том числе и о введении ФГОС НОО, высказывают мнение о необходимости прохождения учителями курсов повышения квалификации, об оснащении кабинетов согласно требования ФГОС.
На сегодняшний день по новым стандартам обучаются 1а, 1б, 2а, 2б, 3а, 3б классы: 57 учащихся, 67% от числа учащихся начальной школы. Разработана и утверждена Программа развития и ООП начальной школы. За последнее время в результате помощи родителей улучшилась материально-техническая база школы-интерната №39: 3 кабинета начальных классов оборудованы интерактивными досками, в классных кабинетах оборудованы шкафы для каждого ребенка, приобретены дидактический материал, игрушки. Все учащиеся обеспечены бесплатными учебниками, в том числе шрифтом Брайля.
В ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» определены права, обязанности и ответственность в сфере образования несовершеннолетних обучающихся. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Это способствует взаимодействию образовательных организаций и родителей в ещё большей степени. Возросла ответственность родителей, что повлияло на их отношение к видению будущего своего ребёнка, вовлечению родительской общественности непосредственно в образовательную деятельность школы-интерната. Введение ФГОС НОО предусматривает значительное изменение подходов организации взаимодействия родителей и педагогического коллектива ОУ.
Педагоги совместно с родителями опираются на способности и возможности детей, их жизненный опыт, ставя общей целью социализацию и интеграцию ребенка с нарушенным зрением в общество и обеспечение ему максимально возможных условий независимой жизни. Деятельность родителей и учащихся обновляется. Все нововведения направлены на усвоение учащимися умений, на развитие их личности, познавательных и творческих способностей.
Педагогами школы-интерната используются формы взаимодействия, позволяющие родителям стать активными участниками образовательного процесса, организовать совместную деятельность детей и взрослых по решению воспитательных задач. Изменилась форма проведения родительских собраний: родители активно участвуют в организации мероприятий, праздников, присутствуют на уроках, осуществляют взаимодействие по телефону, в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта, Дневник.ру), выступают на педагогических советах, семинарах с презентациями.
Стандарт обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. Совместно с родителями педагогами школы-интерната разработан ряд мероприятий, направленный на формирование ЗОЖ, культуры питания, безопасности.
Школа–интернат является социокультурным образовательным центром, целью которого является создание среды общения для ребенка, поля деятельности. Такое сотрудничество направлено на социальную защиту, успешную адаптацию, реализацию прав ребенка на успешное разностороннее развитие и самореализацию. Привлекаются родители и к организации поездок в театры, музеи, на выставки.
Родители вовлекаются в реализацию программы внеурочной деятельности, осуществляют выбор курса вместе с детьми. Родительская общественность участвует в разработке портфолио учащихся, в создании и реализации проектов.
Опора на историю семьи помогает близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории, повышает культурный уровень, способствует укреплению духовных ценностей. Участие в конкурсах «Моя семья в фотоальбоме», «Моя мама – самая лучшая», конкурсе поделок и композиций «Красота спасёт мир», совместных праздников «Папа, дедушка и я», конкурсе чтецов «Маме, бабушке посвящается», «Самая спортивная семья» и др. позволяет увидеть тесную связь поколений, способствует преемственности родственных связей.
Учащиеся при поддержке родителей являются активными участниками всех международных интеллектуальных конкурсов «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Чип», «Золотое Руно» и др.
Школа-интернат укомплектована квалифицированными педагогами: 87% имеют высшее образование, 25% – специальное высшее. Коллектив способен творчески решать задачи, стоящие перед системой образования. В образовательном учреждении функционирует школьный сайт, на котором представлены новости, методическая работа педагогов. Школьная образовательная сеть «Дневник.ру» в полной мере осуществляет взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
Образовательное учреждение для детей с нарушениями зрения находится в постоянном развитии, инновационном поиске, в том числе и по вопросам взаимодействия школы, учащихся и родителей.
Организация работы с родителями учителя-дефектолога в рамках реализации проекта «Моя малая Родина»
Арефьева И.М., учитель-дефектолог высшей категории
МКДОУ «Детский сад №286»
Взаимодействие с родителями в рамках проведения тематической акции «Моя малая Родина»
Задача детского сада по ФГОС – «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, вовлечь семью в единое образовательное пространство, установить партнерские отношения с родителями.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о близких людях, быть внимательными друг к другу, сострадать. Как известно, чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине. Обсудив с родителями подобное явление, мы предложили им провести совместную тематическую акцию «Моя малая Родина», обсудили план мероприятий.
Цели и задачи определили такие:
1. Формировать семейную принадлежность, патриотические чувства у детей, сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу.
2. Формировать у детей представления о семейных традициях, о наличии и содержании семейного герба, семейного фотоальбома.
3. Расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, прививать интерес к истории родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости, понимание слова «Родина».
4. Создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
5. Устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями.
6. Развивать у детей коммуникативные навыки, любознательность, познавательный интерес.
В рамках акции провели круглый стол по теме «Семья и семейные традиции». Семейные традиции – это основа воспитании детей. Ведь именно в семье ребенок усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений, развивается духовно, нравственно, умственно и физически. В каждой семье существует своя непередаваемая атмосфера любви, понимания и душевного тепла. Дети, родившиеся в семьях, перенимают эту атмосферу. Подобный ореол в семье создают семейные традиции, обычаи или законы семейного досуга. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила, то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям. Семейные традиции повышают эмоциональное благополучие. Примерами семейных традиций могут служить совместные ужины, где каждый из членов семьи рассказывает о прошедшем дне, чтение и обсуждение прочитанного в семейном кругу, семейные советы для решения важных дел, совместные праздники (Новый год, Дни рождения, День защитника Отечества, День 8 Марта и др.). Ведение семейного фотоальбома, видеотеки или семейной хроники способствует сплочению семьи. Часто даже совместный просмотр фильмов или развивающих телепередач можно считать традицией. Садоводство, рукоделие, приготовление еды, рисование, уроки музыки или что-то в этом роде способно стать хорошей семейной традицией, если каждый из членов семьи принимает в этом участие.
Обсудив на круглом столе значение традиций, мы предложили детям и родителям совместное мероприятие. Нарисовали на ватмане большой дом с квартирами, в которых каждый ребенок нарисовал то, что для него дорого в своем доме. А мамам и папам там же предложили написать наиболее интересные традиции. В результате получился замечательный семейный плакат-газета «Традиции нашей семьи»
В рамках акции воспитателями группы было предложено родителям домашнее задание – нарисовать герб семьи. Герб должен отражать основные семейные верования и ценности, поэтому создание такого герба позволяет детям осознать важность семейных ценностей. Гербы получились разные и очень интересные. Дети с большим воодушевлением рассказывали друг другу, что на их гербе обозначает тот или иной символ. Кто-то обозначил любимые занятия членов свой семьи, кто-то символами выразил любовь и дружбу, кто-то написал любимый девиз семьи.
По инициативе учителя-дефектолога родители вместе с детьми оформили фотоальбом «Моя малая Родина». В альбоме были отражены все этапы жизни семьи и ребенка. Фотографии мам, пап, дедушек и бабушек, домашних животных, любимых игрушек. Комната ребенка, его двор, где он гуляет, его дом, где он живет. Домик у бабушки, где он отдыхает летом. Любимые места в городе, куда он сходил вместе с родителями. Путешествия с родителями. Дети приняли активное участие в оформлении альбома. Фотографии сопровождаются веселыми комментариями, стихами, рисунками детей. Дети очень любят просматривать свои альбомы и комментировать их. Фотоальбом продолжается летописью жизни ребенка в детском саду, которую ведет учитель-дефектолог. На выпускном вечере альбом будет вручен каждому ребенку вместе с его рисунками и поделками.
В рамках акции для родителей подготовили презентацию о наиболее интересных музеях, куда можно сходить с ребенком. Это такие музеи, как «Сибирский дом сказок» (филиал музея «Сибирская береста»). Там размещены экспонаты русских сказок, выполненные народными мастерами России: «Машенька и медведь», «Три медведя», «Кощей Бессмертный», «Сказка по щучьему велению», «Колобок», «Буратино» и многие другие – всего более 30 скульптур и панно.
«Музей железнодорожной техники» под открытым небом, основанный Западно-Сибирской железной дорогой. Протяженность экспозиции составляет три километра. Здесь представлены паровозы, тепловозы, электровозы, вагоны и путевая техника, которая в разные времена работала в Сибири. Всего на выставочных площадках демонстрируется более ста различных экспонатов
Краеведческий музей (Красный проспект, 23) и его филиал (Вокзальная маг., 11), где представлена флора и фауна Сибирского региона, быт и жизнь сибирских аборигенов.
Музей счастья, в котором собраны все предметы, которые в обыденном сознании ассоциируются со счастьем. Обереги, кулоны, ангелы-хранители, подковы, куклы народов мира, «счастливые билетики» Главная мысль создателей музея заключается в том, что каждый человек должен понимать, что он становится счастливым только тогда, когда делится своим счастьем с другими.
Музей солнца. В экспозиции представлены символы солнца, изображения солнечных богов, а также стихи, сказки, легенды. При музее работает детская творческая мастерская. Многие экспонаты выполнены руками ребят.
Новосибирский планетарий, открывшийся совсем недавно, в 2012 году, представляет собой уникальный комплекс, в который входят Астрофизический центр, Башня Фуко, парк и само двухэтажное здание планетария. И другие интересные места.
Для детей учитель-дефектолог подготовил презентацию по краеведению «Новониколаевск–Новосибирск» об истории возникновения нашего города, начиная с 19-го века и заканчивая современными реалиями.
Воспитатели в течение года провели совместные музыкальные досуги, посвященные мамам и папам, занятия о животном мире Сибири.
Акция еще продолжается.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Расширяя кругозор детей, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Детский сад и родители: пути взаимодействия
Левченко Е.В., учитель-дефектолог МКДОУ «Детский сад №158»
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Образовательные организации, в свою очередь, оказывают помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных принципов определяет принцип сотрудничества организации с семьями воспитанников.
Одной из задач Стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Одной из важных задач работы учителя-дефектолога и воспитателей коррекционных групп с семьей, воспитывающих ребенка с нарушением зрения, является формирование у родителей восприятия ребенка таким, каким он есть, не «больного», а отличающегося от других. Другая, не менее важная, задача – повышение активности самих родителей, желание понять, а не отрицать проблемы развития своих детей, тем самым помочь адаптироваться им в окружающем мире.
И, конечно, самой необходимой задачей работы с родителями является установление взаимосвязи, взаимодействия между специалистами ДОУ и родителями.
В нашем детском саду за его 36 лет работы накоплен бесценный опыт, добрые традиции и интересные разработки, в том числе и в области сотрудничества с семьями воспитанников.
Работа с родителями осуществляется в трех основных направлениях: педагогическое просвещение, активные формы взаимодействия, совместное творчество.
Педагогическое просвещение – это традиционные информационные стенды, памятки, папки-передвижки, консультации, беседы. Систематически проводится консультирование родителей учителями-дефектологами, медицинскими работниками. В ДОУ функционирует консультативный пункт для родителей детей, посещающих детский сад, целями которого являются оказание консультативной психолого-педагогической помощи родителям, поддержка всестороннего развития личности ребенка, профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии, обеспечение преемственности семейного и общественного воспитания.
Активные формы взаимодействия предусматривают как традиционные родительские собрания, встречи с администрацией, так и нетрадиционные: мастер-классы, дискуссии, «Дни открытых дверей», «Телефон доверия», общение в социальных сетях, участие в совместных проектах.
Совместное творчество детей, родителей и педагогов предполагает организацию различных выставок, конкурсов, праздников, развлечений.
Используем мы также и маркетинговые формы взаимодействия: опросы, анкетирование, социологические исследования, интервьюирование родителей. К слову сказать, исходя из имеющихся данных опросов и анкетирования родителей, личных бесед, различных отзывов, можно уверенно заявить, что перечень услуг, оказываемых нашим детским садом, соответствует запросам родителей детей с нарушениями зрения и удовлетворяет в большей мере их потребности. Родители положительно отзываются о работе детского сада, они готовы к эффективному взаимодействию с педагогами, считают, что наше ДОУ пользуется заслуженным авторитетом в ближайшем социуме.
Существует и еще одно направление взаимодействия – редакционно-издательская деятельность. Гордостью нашего детского сада является периодический печатный журнал ДОУ «В гостях у «Медвежонка»! Этот проект был запущен в 2007 году. В журнале рассказывается об интересных событиях в детском саду, предлагаются консультации на различные темы, печатаются «шедевры» детского словотворчества. Но не только читателями являются наши родители! Они – авторы интересных публикаций, стихов и репортажей!
Благодаря тому, что все наши педагоги – люди творческие и заинтересованные, есть у нас разработки, о которых хочется рассказать отдельно.
Приходит в детский сад малыш. Это переломный и ответственный момент и для него, и для родителей. Каждый воспитатель с нетерпением ждет, когда появится в группе новый житель! И вот первые робкие шаги малыша по группе, пока за ручку с мамой… Мы знакомимся с ними, узнаем привычки и интересы нашего воспитанника. Здесь нам очень помогает проект «Давайте познакомимся!». Родители вместе с ребёнком оформляют альбом с аналогичным названием, в котором рассказывают о любимых игрушках и занятиях малыша, его интересах и близких людях. Такой альбом многофункционален. К тому же, это как частичка дома для малыша, а для педагогов, которые работают с этим ребенком – «скрытое» пособие для осуществления индивидуального подхода.
Следует сказать, что проектный метод активно используется в нашем детском саду. И родители являются его непосредственными участниками. Успешно были реализованы такие проекты, как «Скоро в школу!», «Вода – источник жизни», «Таинственный космос», «Дорогами Победы» и другие. Мамы и папы с интересом создавали поделки и объемные модели, ездили с детьми на экскурсии в планетарий, музеи, по памятным местам, проводили эксперименты, просматривали энциклопедии. И всё это, конечно, под руководством своих маленьких умников и умниц!
Очень интересным для родителей и для педагогов оказался проект «Родительская почта». В каждой группе был помещен специальный ящик, где родители могли оставлять свои послания. Папы, мамы и даже бабушки активно включились в эту игру. Все-таки все мы родом из детства! Здесь были и серьезные обращения, и пожелания, и шуточные записки.
Более серьезным видом передачи информации может служить официальный сайт нашего детского сада. Здесь можно получить общие сведения о дошкольном учреждении, узнать новости и интересные факты.
При огромном количестве информации и новейших методах ее передачи как остаться в стороне от возможностей, предоставляемых Интернетом? Одним из интересных и необходимых вариантов общения стало использование социальных сетей. У группы, с которой я работаю, создана собственная страничка в сети Интернет, где мы с родителями можем пообщаться, поделиться новостями, поздравить с праздниками членов семьи и, конечно, выложить фотографии интересных моментов из жизни наших малышей. К тому же, нам предоставляется возможность поближе узнать, чем живет семья нашего воспитанника.
Внутренний мир семьи, ее потенциал и интересы – это область, в которой малыш осваивает семейные ценности, где учится познавать радость совместного труда. В нашем детском саду часто проводятся выставки и конкурсы совместного творчества родителей и детей. Тематика их многообразна: «Что нам осень принесла?», «Осенний калейдоскоп», «Вместе с мамой, вместе с папой», «Игрушки от природы», «Украсим елочку», «Новогодние фантазии» и др. Каждая выставка удивляет многообразием талантов, активностью участников, новизной идей. К тому же, как важно для ребят чувство гордости за свою семью и за заслуженную награду – сладкий приз и благодарственное письмо или диплом семье!
Наши ребята постоянно участвуют в различных творческих фестивалях и конкурсах: вокальных, хореографических и театральных. И здесь никак не обойтись без пап и мам! Родители помогают не только оформить выступление костюмами и реквизитом, но и переживают, поддерживают наших артистов из зрительного зала.
Доброй традицией стали в нашем детском саду «Встречи с интересными людьми» – представителями разных профессий, ветеранами войны и труда. Еще более ожидаемыми становятся встречи, если эти люди – наши мамы, папы, бабушки и дедушки! Именно с их помощью перед ребятами открывается взрослый мир в его разнообразии. Именно они учат помнить свои корни и задумываться о своем будущем.
Проблема взаимодействия семьи и детского сада обширна и перспективна. На собственном опыте мы убедились, что взаимодействие всех сотрудников ДОУ и родителей при выборе партнерской позиции и интересных форм дает возможность создать единое образовательное пространство для полноценного и всестороннего развития каждого ребенка, тем более, если этот ребенок с ОВЗ.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки «трудным» семьям и повышение компетентности родителей в вопросах развития детей
Левченко Е.В., педагог-психолог МКДОУ «Детский сад № 401»
ФГОС ДО позволяют рассматривать процесс дошкольного образования не только как средство развития и воспитания ребенка, но также как условие повышения общего функционального ресурса родителей, многие их которых не отличаются достаточным уровнем знаний в области воспитания и развития ребенка.В образовательной ситуации в России сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической деятельности ребенка. А так как семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания, то она является институтом, точно предопределяющим закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов, а травмирует детскую психику. Далее будем рассматривать такие семьи «трудными».
Психологическое здоровье детей имеет свою специфику. Для того чтобы ее рассмотреть, можно еще раз обратиться к взглядам И.В. Дубровиной о соотношении психологического здоровья и развития личности. Она утверждала, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза.
Исходя из выше перечисленного мы, определяем задачи:
1. Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью создания психологического комфорта для воспитанников.
2. Установление партнерских отношений с семьями.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения компетентности в вопросах становления личности детей:
- задачи информативного плана (знакомство с возрастными особенностями детей и т.д.)
- задачи обучающего плана (научить родителей руководить детской деятельностью, демонстрация организации работы с детьми по решению образовательных и воспитательных задач)
Для успешного сотрудничества с родителями придерживаемся принципов взаимодействия:
1. Доброжелательный стиль общения с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход в сотрудничестве с родителями. Общаясь с родителями, чувствуем настроение мамы или папы, успокаиваем родителя, сочувствуем и вместе думаем, как помочь ребенку справиться с психологической проблемой;
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных психолого-педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое, мероприятие по сотрудничеству с родителями тщательно и серьезно готовим. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий
В психолого-педагогической работе с родителями используем базовые методы и техники психологического консультирования: интервью, индивидуальное консультирование, групповое консультирование.
Приоритетным направлением является интервью. Тема интервью задается клиентом в определенном, индивидуальном жизненном контексте, может быть задана в разном контексте: например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.
Интервью оказывает воздействие с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы – основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью
Обычно используется пятишаговая модель процесса интервью.
Индивидуальное консультирование. Индивидуальное консультирование определяется заказом клиента. Анализ работы в ситуации индивидуального консультирования показывает, что профессиональная работа требует направленной рефлексии психолога на два важнейших научных понятия – нормы психического развития и позиции во взаимодействии. Индивидуальное консультирование позволяет дифференцировать задачи взаимодействия – социальные, этнические, нравственные, психологические. Понятие нормы психического развития требует использования в индивидуальном консультировании теоретического представления о периодизации психического развития.
В акцентуациях характера клиентов психолог работает с аномалиями, которые определяются сочетанием неблагоприятных наследственных факторов и факторов социального воздействия. Среди наследственных факторов различают перинатальные, натальные и ранние (первые 2-3 года жизни) постнатальные соматогенные вредности (травмы, интоксикации, инфекции и т. д.). Неблагоприятное влияние социального окружения – безнадзорность, гиперопека, тяжелая нравственная атмосфера в семье – при длительном воздействии способно нарушить развитие личности даже с благополучной наследственностью.
Далее исследуем состояние соматического здоровья. Если нам ясны цели, то рекомендации даем незамедлительно.
Групповое консультирование. Частым вариантом работы в ситуации группового консультирования является анализ психологом детско-родительских отношений или отношений между взрослыми людьми в условиях производственного конфликта. Практика работы показывает, что бывает необходимость в проведении исследования психологической совместимости двух людей.
При групповом консультировании приходится иметь дело со сложной системой, какой является любая группа. Поэтому основы системного подхода имплицитно присутствуют в любой теории о групповом консультировании.
Приоритетным направлением в групповом консультировании является система реально существующих отношений между людьми (которые реально в ситуации консультирования могут и не присутствовать).
Задача психолога – найти предмет взаимодействия членов группы, в котором были бы представлены взаимосвязанные модельности внутреннего мира каждого члена группы. Для этого психолог должен располагать психологическим материалом о типе отношений между членами группы.
Нередко диагностику типа отношений строим на теоретической модели семьи. Выявление этих отношений в психодиагностической процедуре возможно с помощью графических методов или через изучение состояния человека.
Другими показателями наличия устойчивых отношений, в данном случае конфликтных, могут быть соматические заболевания человека. В этом случае моя работа с конфликтной личностью становится основанием для изменения групповых отношений.
Техники психологического консультирования. Под техникой психологического консультирования понимаются специальные приемы, которые психолог-консультант, использует для выполнения этих процедур на каждом из этапов психологического консультирования. Техника может быть универсальной. Технику психологического консультирования будем рассматривать поэтапно в связи с различными процедурами консультирования, особо не выделяя приемы консультирования, носящие универсальный характер.
1. Встреча клиента в психологической консультации.
2. Начало беседы с клиентом.
3. Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди.
4. Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента.
5. Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций.
6. Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации.
Осуществление обеспечения психолого-педагогической поддержки «трудным» семьям в повышении компетентности родителей в вопросах развития детей осуществляется совместно с такими специалистами как:
- старший воспитатель,
- старшая медицинская сестра,
- учитель – дефектолог,
- воспитатели,
- учитель – логопед.
В результате данного взаимодействия можно отметить, что обеспечение психолого-педагогической поддержки «трудным» семьям и повышение компетентности родителей в вопросах развития детей способствует созданию условий, которые обеспечивают ребенку возможность полноценного проживания каждого этапа его жизни. Для того, чтобы стимулировать собственную активность ребенка, его любознательность и интерес к познанию окружающего мира, в соответствии с закономерностями психического развития включаем ребенка в ведущую для данного возрастного этапа деятельность, учитывая сензитивные периоды в развитии новообразований, которые в дальнейшем станут фундаментом его гармоничного индивидуального развития.
В качестве перспективной работы с «трудными» семьями воспитанников выделяем следующие направления:
1. Традиционное (тематические родительские собрания, консультации, День открытых дверей, и т.д.)
2. Просветительское (выпуски информационных листков, буклеты, стенды, уголки для родителей, использование СМИ).
3. Интерактивное (анкетирование, мониторинг, консультации специалистов, круглые столы, практикумы-семинары, тренинги и т.д.)
Интерактивное направление в работе с семьей в настоящее время может считаться приоритетным, так как позволяет использовать оптимальные формы и методы в групповой и индивидуальной работе с семьей.
Список литературных источников:
1. Истратова О.Н., Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Изд.4 –е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. -568, (1)с.:ил.-(Психологический практикум) .
2. http://vashe-soznanie.ru/ Психолог Vashe-Soznanie.ru
3. Хухлаева О.В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учебник для бакалавров / О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев.- М.:Издательство Юрайт,2013. – 423с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
4. Шевченко М.А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых / М.А.Шевченко. – Москва: АСТ, Кладезь, 2014. – 176с.: ил.
5. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Шбз Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.: «Речь», 2003. - 240 с.
6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384с.
Установление доверительно деловых отношений между тифлопедагогом ДОУ и родителями дошкольников с нарушениями зрения
Литвинова И. В., Учитель-дефектолог МКДОУ «Детский сад №325»
В современных условиях семья не только выполняет функцию воспитания, но и является той средой, в которой происходит психологическая коррекция личности, познания ребенка с нарушением зрения. Поэтому вопросы семейного воспитания детей с глазной патологией особенно актуализировались.
К сожалению, большинство родителей осуществляют процесс воспитания детей с нарушением зрения спонтанно, не задумываясь о необходимости специальных подходов к развитию зрительного восприятия, познавательных процессов, личности ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Возможность родителей влиять на психофизическое развитие, становление личности ребенка со зрительным нарушением, создавать благоприятные условия для предупреждения, коррекции и компенсации вторичных отклонений во многом зависит от степени их просвещенности в вопросах тифлопедагогики.
В нашем дошкольном учреждении осуществляется комплексный медико-психолого-педагогический подход к сопровождению детей с нарушением зрения. Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является необходимым условием для осуществления комплексного подхода к детям с нарушением зрения. Наша цель работы с родителями: это создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений ДОУ и семьи в развитии личности ребенка, раскрытия его индивидуальности и творческого потенциала.
В работе с родителями тифлопедагог решает следующие задачи:
- Основная задача деятельности специалиста – построить свою работу с родителями детей как с параспециалистами, относиться к родителям как к партнерам;
- Оказывать квалифицированную поддержку;
- Помогать создавать для ребенка развивающую и комфортную семейную среду;
- Создавать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении детей;
- Формировать адекватные взаимоотношения в родительской и детско-родительской семейных подсистемах;
- Соблюдать принцип сотрудничества во взаимоотношениях с родителями и детьми;
- Соблюдать принцип учета интересов, т.е. поддерживать заинтересованность в сотрудничестве.
Перед родителями стоят следующие задачи:
- Создание дома спокойной, доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
- Постоянное наблюдение за состоянием ребенка;
- Овладение основами специальной педагогики и психологии; навыками поведения в домашних условиях, посещение занятий тифлопедагога по коррекционному развитию и воспитанию, а также обучение своих детей и закрепление полученных результатов;
- Знание особенностей развития ребенка, адекватная самооценка, правильное отношение к дефекту, волевые качества, умение включать в жизнь ребенка игровую и посильную трудовую деятельность;
Исходя из вышесказанного, можно выделить этапы в работе с родителями:
· Ознакомление родителей с результатами диагностического обследования.
· Обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций (знание родителями диагноза ребенка, особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, умение подбирать зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и место для игр в зависимости от диагноза ребёнка).
· Консультирование повышение педагогической компетенции родителей (педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми).
· Оказание помощи родителям в вопросах воспитания детей.
Какие же направления и формы работы с семьей осуществляются в нашем ДОУ?
Изучение семьи и ее потребностей может проводиться совместно с воспитателем: анкеты, беседы, тесты. анкетирование родителей, которое направлено на выявление отношения родителей к проблемам ребёнка. Отрицание диагноза ребенка – достаточно распространенная позиция родителей. Им кажется, что, несмотря на низкую остроту зрения, ребенок нормально видит, они не понимают особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения и, как следствие, не хотят одевать детям очки и тем более – окклюдор.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится тифлопедагогу, заранее планируется тематика и структуру беседы. Важно для установления доверительно-деловых контактов с родителями на начальном этапе общения транслировать положительный образ ребенка, дать неожиданные и интересные знания о нем, которые не могли быть получены родителями в семье. В дальнейшем происходит выработка согласованного взгляда на воспитание ребенка.
На родительских собраниях проходят выступления по общим вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения; мы организуем родительское собрание, на которое приходят врач-офтальмолог и сестра-ортоптистка. Цель такого собрания – объяснить родителям физические особенности зрительного анализатора их детей в зависимости от диагноза, а также показать и доказать, насколько важна очковая коррекция, ношение окклюдора и выполнение рекомендаций врача-офтальмолога и тифлопедагога для здоровья детей. Тифлопедагог объясняет, какие трудности физического и психологического характера испытывают дети при ношении окклюдора и как родители могут им помочь в этот сложный период.
Консультации для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями. Эффективной зарекомендовала себя такая форма работы, как консультационно-практические занятия, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком. Оно может проводиться как с родителями, так и совместно с родителями и детьми. Основное условие проведения такого занятия – непродолжительность и лаконичность. Оно не должно включать в себя большого количества теоретических знаний, а лишь краткое ознакомление с целью и коррекционной направленностью того или иного задания, упражнения или игры. В течение трех лет были проведены такие занятия на различные темы: «Развиваемся играя», «Игры, которые лечат», «Формирование графо-моторных навыков у детей с нарушением зрения при подготовке к школе», «Зрительные гимнастики», и др.
Мы проводим индивидуальное консультирование родителей; выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога; выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома; дни открытых дверей.
Таким образом, только благодаря совместным усилиям детского сада и семьи можно добиться положительных результатов в лечебно-коррекционной работе, после которой ребенок сможет максимально адаптироваться в окружающем мире в своей дальнейшей жизни.
Используемая литература:
Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.
Ермакова Л.А., Кулакова Е.А., Зубова Г.Г., Арнаутова Е.П. Преемст
Взаимодействие с семьями воспитанников групп д/с с нарушениями зрения в условиях с ФГОС ДО
Попова Е.И, учитель-дефектолог МКДОУ «Детский сад № 451»
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…»
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже взрослый человек продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему меня учила моя мама», «что мне показывал отец». Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к всестороннему развитию, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к жизни в обществе.
Приказом №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями, одним из принципов которой является сотрудничество ДОУ с семьей воспитанника. ФГОС ДО направлен на решение следующих задач: оказание помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и коррекции нарушений развития.
Обеспечение и поддержание психического и физического здоровья детей дошкольного возраста возможно только при тесном взаимодействии педагогов и родителей. Установка на сотрудничество детского сада и семьи является центральной в процессе эффективного развития и образования детей.
С целью установления сотрудничества педагогов и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и создания системы коррекционно-педагогического и медико-психологического сопровождения родителей в нашем саду в 2014 году был создан родительский клуб «Любопытный совенок», на базе которого были проведены мероприятия по ознакомлению родителей с ФГОС ДО.
Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:
«Знакомимся с ФГОС ДОУ». На первом этапе родители знакомятся с преимуществами и недостатками общественного (в ДОУ) и семейного воспитания, узнают, что такое ФГОС ДО, знакомятся с образовательными областями, с видами деятельности детей разного возраста, с целевыми ориентирами, с требованиями к предметно-пространственной среде для детей с нарушением зрения; им также предлагается совместно создать социальный портрет дошкольника. Проводится в виде семинара-практикума с использованием мультимедийной презентации, буклетов, листовок с рекомендациями.
«Давайте узнавать вместе!». На втором этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия через содержание образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие – знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на индивидуальных консультациях, информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформление стендов, стенгазет, плакатов.
Познавательное развитие – родители вместе с детьми подбирают интересный материал по теме недели дома, создают мини-проекты, принимают участие в интеллектуальных конкурсах.
Речевое развитие – индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах, совместное чтение произведений художественной литературы дома.
Художественно-эстетическое развитие – совместные рисунки, поделки детей и родителей, участие в групповых выставках, театрализация (участие родителей в изготовлении костюмов для выступлений), музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах (участие родителей в утренниках).
Физическое развитие – знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальные консультации, организацию «Семейных весёлых стартов». Проводится в виде индивидуальных консультаций, оформлении уголка для родителей, домашних заданий, участия родителей и детей в выставках, праздниках, выступлениях, соревнованиях.
«Создаем коррекционную-развивающую среду вместе!». На третьем этапе родителям предлагается принять участие в организации коррекционно-развивающей среды дома. Проводится в виде семинара-практикума «Коррекционный уголок дома», где даются рекомендации по организации такого уголка в соответствии с этапом офтальмологического лечения, проведение зрительной гимнастики в соответствии с нарушением зрения, оснащение физкультурного уголка. Участие детей и родителей в создании дидактических игр дома.
«Участие в методе проектов». На четвертом этапе речь идет о функционировании родительско-педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка. Проводится в виде семинара-практикума (с использованием мультимедийной презентации, выставки готовых проектов, участие в мастер-классах), а затем совместной деятельности педагогов, детей и родителей в течение года (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев).
Таким образом, внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи, и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы, как с детьми, так и с их родителями.
Поговорим о практике
Рекун Е.В, учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад № 23»
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и, может быть, я запомню, вовлеки меня – и тогда я постигну». (Конфуций). Эти слова были, есть и будут актуальны во все времена. Какие бы изменения не происходили в обществе в целом и в образовании в частности, но основа передачи своих знаний и опыта детям или взрослым, держится, как я всегда называю, на трёх китах: слышу и/или говорю, вижу и делаю. Но это вовсе не говорит о том, что воспринимающая сторона должна бездумно делать всё то, что было продемонстрировано. Ребёнку или взрослому, проделывая те или иные действия, необходимо будет понимать зачем, почему что-то делается так, а не иначе и можно ли достичь положительного результата другими способами?
Что мы, тифлопедагоги, в современных условиях можем предложить родителям детей с нарушениями зрения? Как помочь нуждающимся детям адаптироваться в окружающем мире?
За двадцать лет работы с детьми дошкольного возраста в процессе взаимодействия с их родителями использовался целый спектр различных форм: анкетирование, беседы, консультации, открытые занятия, круглые столы, совместные праздники, печатная и стендовая информация («Это интересно», «Родителям на заметку», «Тифлопедагог информирует», «Шпаргалка для родителей детей с нарушениями зрения») и многое другое.
Но, как показывает практика, самый действенный, самый эффективный способ донести до родителей существование особых потребностей у их детей, убедить в необходимости создания условий для успешного развития ребёнка с нарушениями зрения, показать способы, приёмы и методы решения возникающих у дошкольников проблем – это совместные практические занятия. Данная форма взаимодействия привлекает всех участников коррекционных мероприятий – тифлопедагога, родителей и в первую очередь ребёнка. Ребёнку такие занятия доставляют особую радость от совместных действий с мамой и/или папой. Наблюдается повышенный интерес детей к происходящему в присутствии их дорогих близких. Родители учатся на практике взаимодействовать с ребенком, учитывая его возможности познания окружающего мира. Тифлопедагог в данном случае выступает проводником между родителями и детьми.
Занятия выстраиваются таким образом, чтобы ребёнку было интересно, а родителям полезно проследить алгоритмы зрительного, осязательного восприятия предметов и явлений. Дети вместе с родителями с удовольствием играют и делают упражнения на развитие крупной и мелкой моторики. Например, «Семейная гимнастика», «Сделаем вместе картинку из мозаики», «Виражи», «Кто быстрее пройдёт по лабиринту», «Волчки» и другие.
В процессе совместной с ребенком деятельности родители знакомятся с играми на развитие:
- осязательного: «Что это?», «Найди пару», «Вложи», «Какой на ощупь?», «Найди самый большой, высокий, узкий, холодный…»,
- слухового: «Что происходит вокруг?», «Каких животных, птиц вы услышали?», «Узнай звуки транспорта», «Далеко или близко?»,
- вкусового: «Угости маму тем же фруктом, овощем, продуктом, которым она тебя угостила», «Что это? Какого вкуса?»,
- обонятельного восприятия: «Угадай, что это?», «Опасно или нет?».
В игровой форме знакомятся со способами сравнения предметов по разным признакам: по цвету, форме, размеру, расположению деталей, материалу из которого сделаны, фактуре.
Родители вместе с детьми уточняют для себя системы ориентировок в пространстве:
- на себе: «Поздороваемся», «Что где?», «Ручку правую вперёд…»,
- относительно себя: «Где находится предмет, который загадала мама?», «Расскажи, с какой стороны», «Расставь игрушки так же»,
- предметов относительно друг друга: «Прятки», «Перестановка», «Калейдоскоп», «Расставим мебель», «Сервировка стола»,
- на поверхности листа, стола, магнитной доски и других поверхностях: «Украсим салфетку», «Кнопочки», «Расставь транспорт (другие предметы)», «Наведи порядок в шкафу»,
- в процессе передвижения: «Вперёд четыре шага», «Лошадки», «Роботы», «Автомобили», «Поезд», «Самолёты», «Птицы»,
- на человеке, находящемся напротив: «Раз, два, три – как я замри», «Ёжики», «Обезьянки»,
- с помощью схем, карт: «Ищем клад», «Метка», «Галактика»,
- ориентировка с помощью зеркала: «Зазеркалье», «Рисунок с помощью зеркала», «Расставь игрушки, так же как в зеркале»,
- ориентировка в тетради в клеточку: «Узоры», «Слуховой диктант»,
- с помощью предлогов и наречий и другие.
На таких практических занятиях родители открывают для себя новые способы предметно-практических действий, социально-бытовой ориентировки, которые постепенно помогают их детям в повседневной жизни обходиться без помощи взрослых.
На таких занятиях еще больше устанавливается тесная связь родителей со своими детьми в процессе совместного времяпровождения, совместных игр и действий, которые проходят на фоне позитивного настроя и создания атмосферы успеха.
Такие занятия планируются и проводятся по договоренности с родителями 1-2 раза в неделю, в течение 1-3 месяцев или больше, в зависимости от сложности первичного дефекта и уровня актуального развития конкретного ребенка.
Конечно, такая форма общения не всегда возможна по причине занятости родителей, но если такие встречи происходят, то, как показывает практика, совместные усилия дают положительные результаты в развитии и обучении детей с нарушениями зрения и в более короткие сроки.
Деятельность педагогов по повышению компетентности родителей в вопросах гармоничного развития детей с нарушениями зрения
Федорова Е.А., учитель-дефектолог МКДОУ «Детский сад № 447»
Дошкольное детство является периодом интенсивного психофизического развития ребенка. Именно в это время у детей совершенствуются психические процессы, влияющие на их познавательное развитие, активно формируются те практические умения и навыки, которые служат основой их активности и самостоятельности.
Для детей с нарушениями зрения дошкольное детство – это важный этап для оказания им помощи в овладении не только достаточным уровнем знаний, умений, навыков, но и в формировании специальных знаний, способов познания, ориентации в окружающем мире, коммуникативных, мотивационных и деятельностных сторон личности.
Развитие личности происходит под влиянием ряда социальных институтов, роль и значение которых в разные возрастные периоды различны. В дошкольном детстве особенно важно влияние семьи. Поэтому главной целью взаимодействия с семьями воспитанников мы считаем создание социальной микросреды, оптимальной для гармоничного развития ребенка. Осознавая важность сотрудничества с родителями своих воспитанников, особую роль повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей, а также анализируя зависимость результативности лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы от настроя и поведения родителей, мы пришли к выводу о необходимости изменения образовательно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов путем вовлечения в него родителей своих воспитанников.
В результате работы в этом направлении в нашем ДОУ сложилась модель конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.
Разрабатывая эту модель, мы учитывали проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в работе с родителями детей с нарушениями зрения. В общих чертах они сводятся к следующему:
1.Недоверие к педагогу. Иногда родителям кажется, что даже самый профессиональный педагог не может до конца понять проблемы их семьи.
2. Неверие в силы и способности своего ребенка.
3. Бездействие семьи.
4. Излишняя самоуверенность родителей. Они уверены в своих знаниях. Все, что говорит педагог, воспринимается ими как заведомо ложное и неправильное.
5. Чрезмерные ожидания от педагога.
6. Переоценка возможностей детей.
7. Утаивание информации о состоянии здоровья ребенка.
8. Гиперопека, порождающая инфантильность ребенка.
9. Чрезмерная забота о здоровье ребенка в ущерб заботам о его воспитании и развитии.
Справиться с этими проблемами помогают высокий профессионализм педагога, его большое терпение и любовь к детям. Мой многолетний опыт свидетельствует о том, что устанавливать отношения с родителями следует через детей. Ведь в детях, как в зеркале, отражается профессиональное и человеческое лицо педагога. Даже самый маленький ребенок на уровне эмоций и чувств доносит до родителей свои взаимоотношения с наставником. От первых впечатлений ребенка во многом зависит то, как в дальнейшем сложатся взаимоотношения родителей воспитанников и педагога. Если родители видят, что ребенок с радостью идет в детский сад, а по возвращении домой рассказывает много интересного о том, как прошел день, если они замечают положительную динамику в развитии своего ребенка, если с легким сердцем передают в заботливые руки педагога самое драгоценное, что у них есть, взаимоотношения между родителями воспитанников и педагогами непременно сложатся. Наша задача состоит в том, чтобы грамотно выстроить эти взаимоотношения.
Работу по реализации данной задачи начинаем с составления социального портрета семьи, который вырисовывается благодаря обработке материалов анкет, предлагаемых родителям при поступлении в специализированную группу для детей с нарушениями зрения. Далее тифлопедагогом серьезно изучаются анамнестические данные воспитанников и их медицинские документы, что дает ему полное представление не только о характере зрительной патологии и степени ее выраженности, но и о вторичных отклонениях в психофизическом развитии детей, а также о возможных сопутствующих заболеваниях или о сочетанных дефектах развития.
Следующим важным шагом в становлении взаимоотношений с семьями воспитанников считаем проведение индивидуальных консультаций, целью которых является информирование родителей о результатах проведенного тифлопедагогом обследования зрительного восприятия детей и уровня их интеллектуального развития. В ходе собеседования знакомим родителей с особенностями возрастного и функционального развития ребенка, с трудностями в его развитии, с его сильными сторонами. Обосновываем необходимость проведения коррекционно-развивающих мероприятий, формулируем условно-вариативный прогноз на ближайшую перспективу. Далее совместно с родителями обсуждаем цели и задачи, методы и ожидаемые результаты реализации индивидуальной коррекционно - развивающей программы развития ребенка. На этом этапе взаимодействия родители получают ясное представление о характере и мере своего участия в ее реализации. Так, по нашему мнению, у них разрушается иллюзия возможности магического, волшебного разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им занятий с тифлопедагогом. Мы помогаем сформировать адекватные ожидания в отношении результатов работы, подчеркиваем решающую роль самих родителей в закреплении результатов лечебно - восстановительной и коррекционно-развивающей работы. Таким образом, уже на этапе индивидуального консультирования закладываются основы плодотворного взаимодействия семьи и детского сада, поскольку в ходе консультации родитель убеждается в профессиональной компетентности педагога, видит его искреннее желание помочь семье в преодолении имеющихся у ребенка проблем. Интересно, что первую консультацию, как правило, посещает один из родителей, а на последующие очень часто приходит уже семейная пара.
Особое место в модели конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников занимают родительские собрания. Мы считаем родительские собрания не просто одной из основных форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, а университетом по повышению компетентности родителей, трибуной пропаганды лучшего опыта семейного воспитания.
Родительские собрания проводим один раз в квартал. На первом собрании утверждаем темы, план совместной работы на учебный год. Темы и содержание собраний предлагаем, учитывая цели и задачи, приоритетное направление деятельности ДОУ, возраст детей, специфику группы, а также запросы и пожелания родителей. О времени проведения собрания сообщаем дважды: первый раз в виде напоминания за две недели до него, второй раз – в виде красочного объявления с указанием даты и времени, повестки дня и выступающих. В объявлении обозначаем и форму проведения собрания: лекция, круглый стол, презентация, слайд-шоу. Такое информирование обеспечивает отличную явку родителей. В нашей группе она составляет, как правило, 90-95%. Хорошая посещаемость собраний объясняется, на наш взгляд, и тем, что мы с большим уважением относимся к родителям воспитанников, обращаемся к ним по имени и отчеству. Использование бейджиков позволяет свободно общаться родителям друг с другом. А к моменту выпуска из детского сада уже нет необходимости в использовании бейджиков. С удовлетворением отмечаем высокую активность родителей и хороший микроклимат каждого совместного мероприятия, ведь его участники уверены в том, что никто и ни при каких обстоятельствах не будет поставлен в неудобное положение. Напротив, рассматривая актуальные проблемы воспитания и развития детей, мы стремимся каждого ребенка показать в выгодном ракурсе, по достоинству оценивая его собственные достижения без сравнения с другими детьми. Практикуем обязательное сопровождение выступлений педагогов видеоматериалами из жизни группы. Готовя слайд-шоу, стремимся показать каждого ребенка.
В подготовительной к школе группе нами были проведены собрания по следующим темам:
«Повышение уровня компетентности родителей в воспитании интегративных качеств личности ребенка». (Общее);
«Первая школа ребенка – это его дом»;
«Семья на пороге школьной жизни ребенка»;
«Если заглянуть в кабинет тифлопедагога…»;
«Наши дети повзрослели, подросли и поумнели!» (Итоговое).
Важным компонентом модели конструктивного взаимодействия семьи и детского сада является письменное консультирование родителей воспитанников. Их вниманию были предложены материалы по различным темам:
«Поможем ребенку приобщиться к истории и культуре родного края»;
«Папа как воспитатель в семье»;
«Базисные компетентности готовности к школе»;
«Игра – это тоже подготовка к школе»;
«Контроль зрительной нагрузки – это серьезно»;
«Основы нравственных отношений в семье. Правила общения в семье»;
«Формирование предпосылок учебной деятельности и успешной социализации детей с нарушениями зрения»;
«Темперамент – основа поведения ребенка».
В нынешнем учебном году нами были разработаны памятки по актуальным проблемам воспитания и развития детей:
« Компетентностный подход к вопросу готовности ребенка к школе»;
«Чтобы у ребенка возникло желание учиться»;
«Как научить ребенка читать»;
«Чему надо научиться до школы;
«Что делать летом тем, кто уходит в школу».
Следующая составляющая нашей модели взаимодействия с семьей – газета ДОУ «Детский сад со всех сторон», которая издается с 2004 года. Выпуски газет тематические. Каждый номер посвящен определенному направлению воспитательно-образовательного процесса. Газетные материалы информируют родителей о важнейших событиях в детском саду, рассказывают о достижениях педагогов, детей и их родителей, что способствует повышению авторитета дошкольного учреждения и компетентности родителей.
Немаловажное место в модели конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников занимают конкурсы творческих работ и различные акции. Традиционно осенью в детском саду проводятся конкурсы семейных творческих работ из природного материала, а накануне Нового года – конкурс новогодних игрушек. Интересно прошли конкурсы «Красота родного края радует и вдохновляет», «Хоровод новогодних красавиц», «Новогодняя игрушка моей семьи» и др. О любом конкурсе оповещаем родителей воспитанников красочным объявлением, размещаем в родительском уголке положение о конкурсе. Отмечаем довольно высокую активность родителей. Заметили, что она значительно возрастает при переходе детей в старшую и подготовительную к школе группы. На наш взгляд, это во многом объясняется взрослением детей, появлением у них желания испытывать гордость за свою семью. Они подталкивают своих родителей к участию в конкурсах, потому что им хочется, чтобы те показали свое мастерство, помогли им в изготовлении поделки. Итоги конкурсов подводит жюри, в состав которого входят самые уважаемые и компетентные педагоги, родители воспитанников. По итогам конкурсов традиционно вручаются дипломы победителям, а всем участникам – благодарственные письма. Не оставляем без внимания ни одну творческую работу. Многие из конкурсных работ используются нами для оформления интерьеров детского сада, для пополнения копилки детско-родительских творческих работ.
Практикуем презентацию семейных творческих работ в педагогической прессе. Публикации в журналах «Дошкольное воспитание» и «Ребенок в детском саду», в газетах «Дошкольное воспитание» и «Дошкольный вестник» принесли славу ни одной семь воспитанников нашего ДОУ.
Считаем своей находкой организацию «Родительских мастерских». По предварительной договоренности с родителями приглашаем их в удобное для всех время в детский сад, где под нашим руководством они изготавливают интересные, чаще всего эксклюзивные, наглядные пособия, демонстрационный и раздаточный материал для работы с детьми с нарушениями зрения. Надо заметить, что родители проявляют при этом свои творческие способности, смекалку, истинную заботу не только о своем ребенке, но и обо всех детях группы. В процессе совместной деятельности детей, их родителей и педагогов происходит неформальное общение всех участников «Родительской мастерской», что способствует укреплению взаимопонимания взрослых и детей, педагогов и родителей воспитанников. Все, что создается руками взрослых и детей, становится достоянием группы и существенно обогащает ее коррекционно-развивающую среду. Следует отметить, что эти игры и пособия пользуются большим спросом у детей. Они относятся к ним трепетно, не устают с гордостью повторять, что именно их мама, папа, а часто и бабушка помогали изготовить то или иное пособие.
Сложившиеся доверительные отношения с семьями воспитанников создают особую атмосферу в группе. Родители не только откликаются на наши просьбы, но и проявляют инициативу, предлагают свою помощь.
Большую роль в повышении родительской компетентности играют традиционные семинары-практикумы.
Неизменную активность проявляют родители в ходе проектной деятельности. Ни один из реализованных в группе проектов не прошел без их участия. Так, в ходе работы над совместным со школой проектом «С книгой поведешься – ума наберешься», родителями оформлена копилка пословиц и поговорок о роли книг в жизни человека, подготовлен интересный материал о различных видах бумаги, об истории появления книг, изготовлены книжки-малышки, которые заняли достойное место в групповой библиотеке.
Хочется поделиться нехитрым, но очень действенным способом активизации родителей. В группе сложилась добрая традиция создавать историю интересных моментов из жизни детей в детском саду. Стараемся запечатлеть добрые дела и поступки детей и их родителей. Периодически просматриваем видеоматериалы. И, конечно, каждый ребенок хочет увидеть себя и своих родителей, поэтому именно дети побуждают взрослых к активности. Педагоги инициируют идею, а дети становятся «агитаторами» за претворение этой идеи в жизнь. Так, в рамках лексической темы «Зимующие птицы» в соответствии с комплексно-тематическим планированием, мы с детьми поговорили о том, как и из каких бросовых материалов можно сделать кормушку. Детям было предложено изготовить несложную кормушку дома и кормить птиц. После выходных один мальчик принес в детский сад кормушку, изготовленную им самим из пластиковой бутылки. Он рассказал о преимуществах и слабых сторонах своего творения. Своей инициативой он заразил других ребят.
Так спонтанно в группе развернулась акция «Покормим птиц зимой». В течение трех недель дети несли и несли кормушки. Каждый ребенок рассказывал, с кем, как и из какого материала она изготавливалась. Каждую новую кормушку дети оценивали, сравнивали с уже увиденными. И если первая была сделана ребенком из простой бутылки, то одну из последних изготовил мастер на заказ. Детей поразило то, что она оказалась двухуровневой. Эта кормушка была нам подарена. Мы повесили ее на прогулочной площадке, и дети кормили птиц принесенным из дома кормом, наблюдали за поведением птиц. Всего же родителями было изготовлено 19 кормушек.
Интересно, опять-таки при большой активности родителей, прошел конкурс «Герб моей семьи». Дети с гордостью рассказывали о своей семье, раскрывая смысл использованных в гербе символов.
В своей работе с родителями прибегаем и к индивидуальным просьбам-поручениям. Следует заметить, что в нашей практике не было ни единого случая отказа в помощи педагогу. Напротив, часто сами родители предлагают свои услуги.
По инициативе родителей создан фонд интересных развивающих заданий, материалов для индивидуальной работы с детьми разного уровня развития. Благодаря стараниям родителей в группе появилась пирамидка для хранения очков на время дневного сна детей. Кукольный гардероб пополнился новыми нарядами, а для каждого ребенка были изготовлены массажные коврики для профилактики плоскостопия, для развития мелкой моторики – многофункциональный тренажер. За любую помощь мы благодарим родителей, подчеркиваем ее значимость, а затем в различных вариантах показываем, как используется то, что создано их руками, в образовательно-воспитательном и коррекционно-развивающем процессах.
Хочется сказать о проводимых в ДОУ праздниках. Их особенностью является то, что еще на этапе разработки сценария педагогами продумывается участие в празднике родителей: совместные с детьми танцы, игра на музыкальных инструментах, участие в конкурсах и т.д. Как правило, на наши праздники приходят целыми семьями. Мероприятие становится радостным событием для всех его участников.
Укреплению доверительных отношений с родителями, на наш взгляд, способствует сложившаяся в группе традиция готовить родителям подарки своими руками к Новому году, ко Дню Защитника Отечества, к 8 Марта. Вручение происходит в торжественной обстановке, которая не оставляет равнодушными ни взрослых, ни детей.
В результате использования вышеперечисленных форм взаимодействия в группе сложился коллектив единомышленников, которому по плечу решение практически всех вопросов воспитания и развития детей. Наш опыт взаимодействия с родителями воспитанников свидетельствует о том, что активность и неравнодушие самих педагогов, отсутствие формальности в работе с родителями – вот главные условия плодотворного взаимодействия с современными родителями, подчас такими трудными и далекими от детства. После четырех лет активного и взаимообогащающего общения трогательным бывает прощание на выпускном бале, а в память о плодотворном сотрудничестве остаются слова благодарности в книге отзывов «И это все о нем, о детском садике родном».
Выпускники нашей группы поступают в предстоящем учебном году в 10 школ Первомайского района, наукограда Кольцово и села Новолуговое. Надеемся, что все родители наших воспитанников придут в школы с позитивным настроем и готовностью к сотрудничеству с новыми педагогами на благо собственных детей.
Об актуальности педагогической работы по обсуждаемой проблеме свидетельствует тот факт, что Министерство образования и науки РФ приступило к разработке программы повышения родительской компетенции. В соответствии с этой программой обучением родителей будут заниматься специально подготовленные психологи и педагоги. Обучение планируется на базе ДОУ. Планируется и создание интернет-портала «Скорая помощь для родителей». В течение двух лет программа будет внедрена во всех регионах страны.