По отзывам независимых экспертов, акцент на такие темы, как «Трансформация социальной сферы», «Человекоцентричность и цифровизация» сделал Форум событием федерального масштаба. В этом году он проходил в смешанном очно-заочном формате и охватил около 35 000 человек с географическим покрытием от Москвы и Петербурга до Барнаула и Красноярска.
Как подчеркнул на предварительной пресс-конференции член Организационного комитета и многолетний участник Форума, Юрий Лесневский, лозунг советского времени «Всё во благо человека, все во имя человека» не потерял глубокий гуманистический смысл и сегодня. Новосибирск всегда ассоциировался с высоким уровнем развития образования, науки и культуры. Наша задача — синхронизировать их возможности в области формирования безбарьерной среды, направить консолидированные усилия бизнеса, государственных и общественных организаций в плоскость практических решений.
Один из важных пунктов программы — встреча с экспертами медико-социальной экспертизы, находящимися на переднем крае работы с инвалидами. Необходимо донести до людей с различными ограничениями жизнедеятельности актуальную информацию о новых цифровых возможностях в доступных им форматах. Это поможет им лишний раз лично не посещать офисы, сэкономит силы и время. Очень ценно, что с помощью подобных мероприятий мы выстраиваем связи между заинтересованными сообществами, объединяем теорию с практикой и тиражируем передовой опыт.
В торжественном открытии форума 1 декабря 2021 года принял участие мэр Новосибирска. «Еще в ходе первого форума мы поняли, что нужно ставить амбициозные цели — делать город добрым, — отметил Анатолий Локоть. — Определенные достижения уже есть… Но незаметно для нас появились новые психологические барьеры… Задача Форума стирать эти барьеры, не делить общество на новые группы, чтобы это не привело к новым социальным напряжениям…»
В завершение Форума Юрий Лесневский принял участие в дискуссионной панели «Шанс на профессиональную карьеру: инклюзивное высшее образование». Встреча проводилась на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья НГТУ-НЭТИ. Как отметили приглашенные эксперты, ситуация на рынке труда не выглядит благоприятной. С одной стороны, рост автоматизации ведет к сокращению вакансий наиболее распространенных специалистов. Есть психологические предубеждения к найму людей с ограничениями жизнедеятельности и нет проработанных санкций за невыполнение квот. С другой стороны, рынок труда пока не насыщен. Например, существует значительный неудовлетворенный спрос на швей и ряд других специалистов.
Дополнительным мотиватором для обеспечения занятостью людей с инвалидностью может послужить привлечение в качестве консультантов профильных общественных организаций. Как отметил Юрий Лесневский, «Мне посчастливилось общаться с многими высококультурными профессионально состоявшимися тотально слепыми людьми. Один из них мне сказал, «Инвалид, чтобы быть вровень с нормотипичным человеком в своей профессии, должен быть на полголовы выше. Поэтому не стоит бояться завышения требований в отношении людей с инвалидностью.
К сожалению, большинство преподавателей вузов не осведомлены о специфике инклюзивного образования. Для успешной социализации и обучения инвалидов необходимы «тонкая настройка» и специально подготовленные тьюторы. В 2000 годы наша библиотека в союзе с общественными организациями, на базе НГУ, реализовывала проект «Доступное высшее образование в Сибири». Он был нацелен, прежде всего, на людей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. В ходе выполнения проекта наши эксперты смогли вовремя заметить у участников и скорректировать дефицит навыков мобильности, ориентирования в пространстве и требуемого уровня владения английским языком. В результате сформировалась сильная по своим компетенциям группа выпускников. Многие из них сейчас работают за пределами Новосибирской области.
Что касается различных областей трудоустройства, для примера, государственной службы, — с одной стороны, действительно, надо продумывать и готовить места для специалистов с инвалидностью. Но с другой стороны, — необходимо заранее избавляться от людей, которые эксплуатируют свои ограничения. В обучении людей с ограничениями жизнедеятельности для их дальнейшего самостоятельного движения по жизни необходимо обеспечить им нормальную рефлексию и устранить завышенные притязания.
По существу, ключевой задачей развития доступной среды является предоставление качественного сервиса всем потребителям услуг, независимо от наличия или отсутствия нарушений функции здоровья. Общепризнано, что многие внедряемые элементы безбарьерной среды делают жизнь всех людей удобнее. Например, повышающими безопасность передвижения пандусами и лифтами пользуются не только инвалиды.
Возможно парадоксально, но лучшими решениями являются те, когда нестандартные и непохожие люди минимально ощущают себя особенными.
Для примера, в штате нашей организации есть специалисты, имеющие физические ограничения, которые наравне со всеми трудятся на технологическом уровне, взаимодействуют с требовательными посетителями, и как результат, не чувствуют себя оторванными от жизни».
ПРЕСС-СЛУЖБА ГБУК НОСБ