16 июня состоялось первое установочное занятие по реализации проекта «Новые грани независимой жизни». Это была первая официальная встреча экспертов проекта и участников из целевых социальных групп.
Мероприятие прошло в Новосибирской областной специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих (НОСБ) в соответствии с запланированным графиком решения задач проекта. В настоящее время уже сформирован рабочий коллектив исполнителей и экспертов, включая участников из целевых групп, и подготовлено техническое задание на разработку учебно-познавательного комплекса в доступных форматах «Незримый экскурсионный маршрут с волонтерским участием».
Программа встречи включала обсуждение адаптированных экскурсионных маршрутов и подготовку рекомендаций для создания продуктов проекта. В экспертную группу вошли как специалисты – историки, архитекторы, психологи, социальные работники, сотрудники НОСБ во главе с директором учреждения Ю.Ю. Лесневским, так и граждане с серьезными нарушениями функции зрения. В позиции экспертов и потенциальных волонтеров проекта (см. справку) свои мнения высказывали представители целевой социальной группы – активные читатели НОСБ и члены местных организаций ВОС: К.А. Кротов (инв. 1 гр.), Ю.В. Исангулова (инв. 1 гр.), С.Г. Васильева (инв. 1 гр.), А.Е. Хохуля (инв. 1 гр), Е.О. Ищенко (инв. 1 гр.). Профессиональные аспекты и практический опыт в организации и проведении тематических экскурсий по Новосибирску представляли: И.В. Поповский, член Союза архитекторов России; М.А. Тонких, экскурсовод Музея города Новосибирска; В.Н. Сорокин, доцент кафедры теории, истории культуры и музеологии Новосибирского государственного педагогического университета, магистр наук Университета Роберта Гордона, Великобритания; Е.А. Чупахина, специалист по ориентированию и мобильности, сотрудник МБУ «Ветеран».
Участники встречи, включая пользователей из адресных групп, продемонстрировали активность, высокую степень заинтересованности в результатах совместной работы, готовность к поиску эффективных и исчерпывающе информативных способов представления материалов для адаптивных экскурсионных маршрутов. Творческий коллектив проанализировал предложенные направления и объекты, обсудил актуальные подходы к отбору достопримечательностей, что расширило состав критериев, предусмотренных в исходной заявке проекта. В целом все подходы должны стать базисными положениями для последующей подготовки групп незрячих и слабовидящих волонтеров на каждом из этапов полного цикла создания адаптивных экскурсий.
Координатор проекта Ю.Ю. Лесневский, директор НОСБ, во вступительном слове поприветствовал собравшихся участников установочного занятия и рассказал о задачах и направлениях реализации проекта «Новые грани независимой жизни» (слушать аудиофайл). Для обсуждения и утверждения участникам были предложены объекты, предварительно объединенные в три условных маршрута: «Красный проспект – главная магистраль города Новосибирска», «Архитектурное наследие сибирского зодчего А.Д. Крячкова», «Парки и скверы г. Новосибирска» (перечень объектов).
Эксперты всесторонне рассмотрели и приняли во внимание самые различные факторы и особенности экскурсионных маршрутов, адаптированных для незрячих и слабовидящих людей, а именно: расстояние между «активными точками» (достопримечательностями), возможность тактильного обследования, тематическая целостность, насыщенность скульптурными объектами и памятниками, историческая ценность, рельеф маршрута, дополнительные возможности восприятия (звуки, запахи), рекреационная составляющая и др. Во внимание была также принята и численность группы: от количества участников зависит эффективность донесения информации и познавательная ценность экскурсии в целом.
Архитектор Игорь Поповский, например, исходя из собственного опыта проведения экскурсий, отметил, что задаче получить представление об основных этапах развития Новониколаевска-Новосибирска отвечают два маршрута по центральной части города: 1-й (демонстрирует купеческую архитектуру), «парадный» – от пл. Ленина по Красному проспекту через «Дом под часами» до площади Свердлова; 2-й (развитие новой архитектуры) – от пл. Ленина через здания «кокон», «шарик», молодежный театр «Глобус» по улице Серебренниковская до пл. Свердлова. С точки зрения Игоря Викторовича, большой интерес представляет также пешеходный маршрут от Серебренниковской до улицы Урицкого по Коммунистической – там представлены абсолютно все архитектурные стили нашего города.(слушать аудиофайл)В свою очередь, Екатерина Чупахина обратила внимание участников на необходимость учитывать качество тротуаров и дорожных покрытий при составлении пешеходных маршрутов, комфортность рельефа для движения при помощи «белой» трости. По мнению Екатерины Алексеевны, маршрут экскурсии должен быть обеспечен в обязательном порядке как макетами объектов (для объемного представления), так и рельефно-графическими планами и схемами, с помощью которых участники смогут ориентироваться среди зданий и на открытых пространствах. Она представила свои конкретные предложения для формирования маршрутов: тактильность объектов, удобство передвижения, максимальная наглядность. (слушать аудиофайл)
Опытом организации и проведения тематических экскурсий поделилась Мария Тонких. С ее точки зрения, было бы эффективней отдать предпочтение звуковым эффектам на маршруте для экскурсантов с нарушениями зрения, где это возможно, либо сформировать тематически соответствующую экскурсию – например, под мостами через Обь: включить Октябрьский, метромост, железнодорожный. Помимо звуков, определяющими информативными характеристиками на этих площадках могут быть вибрации, брызги (водяная «пыль» от фонтана на Оби) и т.п. Мария Александровна выразила уверенность, что через слуховое и тактильное восприятия можно развивать любознательность у адресной группы пользователей по отношению к городу в целом. (слушать аудиофайл)
Юлия Исангулова отметила, что многое «зависит от гида», то есть – насколько полно и информативно готов экскурсовод рассказывать об объекте, учитывая зрительные ограничения участников группы. Кроме того, Юлия обратила внимание, что маршрут должен включать объекты, которые разрешено изучать тактильно (слушать аудиофайл). В свою очередь, другие участники встречи с ограничениями функции зрения высказали пожелание включить в маршрут рекреационную составляющую: объекты общепита, зоны отдыха и т.п. Светлана Васильева также обратила внимание авторской группы проекта на необходимость включения в аудиовизуальную составляющую маршрута масштабных макетов или реплик (копий), демонстрирующих значимые важные детали того или иного объекта. «Незрячий человек может воспринимать окружающие объекты, используя наиболее предпочтительное именно для него решение – трехмерный макет, рельефно-графическое изображение или аудиобеседу. Для меня лично самыми эффективными способами для восприятия каких-то понятий, сооружений, объектов являются макеты, – объяснила свои пожелания Светлана.
Константин Кротов поддержал Светлану Васильеву, предложив использовать все возможности доступных форматов, включая карты маршрутов с озвученными описаниями объектов.
Инициаторы проекта «Новые грани независимой жизни» убедились, что тема адаптивного туризма очень востребована гражданами с серьезными нарушениями функции зрения. Подводя итоги весьма активного, содержательного, многоаспектного обсуждения, Юрий Юрьевич Лесневский как координатор всех направлений по реализации проекта, поручил рабочей группе, исходя из высказанных предложений и практических рекомендаций участников встречи, отобрать наиболее интересные и значимые объекты для включения в маршруты. «Мы услышали, какого результата ждут будущие потребители услуг адаптивного туризма, – сказал Лесневский. – Предлагаю учесть все высказанные мнения и точки зрения, все нюансы и аспекты и в то же время сохранить полноту изложения информативного и исторического контента. Будем ждать продуманных и практически обоснованных результатов. А эксперты – историки, архитекторы, психологи – внесут уточнения на основе своего богатого опыта и знаний». (слушать аудиофайл)
Справка. Представители адресной социальной группы – граждане с серьезными ограничениями зрения, согласно замыслу проекта, привлечены к его реализации в статусе волонтеров проекта. Для их деятельного, но разнонаправленного включения в будущую работу будет проведено ознакомительное учебно-познавательное занятие. Здесь они познакомятся с назначением, путями создания и использования важнейших компонентов тактильного аудиовизуального комплекса «Незримый экскурсионный маршрут с волонтерским участием». Для лучшего понимания всех стадий создания и использования комплекса будут специально разработаны схемы и другие иллюстрации с учетом ограничений зрительного восприятия.
Кроме того, каждый из незрячих и слабовидящих волонтеров сможет стать соисполнителем определенных видов работ в соответствии с имеющимися у него компетенциями и интересами. Принципиально важным подходом станет предоставление волонтеру возможности повышения уровня своей подготовки в следующих направлениях:
Школа технологий доступности:
- тренинги по использованию ассистивных средств и технологий;
- тренинги по переводу информационных материалов в несколько взаимодополняющих специальных форматах;
-тренинг контроля качества многоформатных документов.
Школа ассистивных знаний:
- целевые развивающие занятия изучение английского языка по темам экскурсионных маршрутов;
- развивающие занятия по изучению системы Брайля (включая русскую и английскую нотацию).
Школа ассистивных гидов:
- тренинги ассистивных коммуникаций экскурсовода;
- тренинги ориентирования и мобильности на маршруте в городской среде;
- тренинги использования рельефно-графических карт-схем и иллюстраций натурных объектов.